Из истории села Ихрек.
Ихрекский суфий Хесте Раджаб


Среди величавых и суровых гор Южного Дагестана, расположилось второе по своей величине в Рутульском районе село Ихрек (самоназвание Йигьрак-Йирек). Оно заметно, еще на расстоянии, когда подъезжаешь к селу, подобно орлиному гнезду, прилипшему к большой недоступной скале, а ночью светящиеся лампочки сливаются со звездами в небе.


Существует предание, согласно которому с. Ихрек образовалось в результате слияния семи хуторов: Хы1рыц1а, Гиголи, Риттимыхда, К1елидыхта, Хвалирмыхда, Халмутта, Сырымый. Это предание находит подтверждение в этимологии топонима Йигьрак, в основе которого выделяются: йиг «семь» (число семь является сакральным у лезгинских народов). Одновременно село Ихрек по своей расположенности являлось наиболее защищенным как от стихийных бедствий, так и вторжений извне. Итак, село образовалось из семи аулов, говорящих на одном диалекте рутульского языка лезгинской группы языков. Ныне в селе проживают свыше 3 тыс. человек (для сравнения 100 лет назад население составляло 370 человек).


В тоже время Ихрек - самое крайнее село, в котором проживают рутульцы по Кара-Самурской долине, а дальше с ними соседствуют азербайджанцы (Нижний Катрух) и лакцы (Верхний Катрух и Аракул). Здесь растет почти все, что растет в тайге и даже в тундре. Только такая красивая природа может породить таких красивых душой и внешностью людей, как ихрекцы. Ихрек располагает обширными земельными угодьями, альпийскими лугами, большими лесными массивами. Климатические условия для земледелия и животноводства весьма благоприятны.


Славится Ихрек также своими мастерами по обработке дерева, по строительству домов и арочных мостов. Не менее удивительна судьба ихрекцев. История, говорят, не повторяется, но в природе существует что-то свое особенное. Если сотни лет назад из хуторов образовался Ихрек, то теперь от Ихрека возникают новые аулы. Это ли не чудо? Четыре новых села основали ихрекцы, одно из которых - село Аран - получило свой официальный статус. Ихрекцы в районе славятся своим трудолюбием. Мальчик пяти лет уже хороший помощник отцу в хозяйстве. В каждом взрослом ихрекце можно найти и каменщика, и плотника, и столяра. Поэтому, если из других сел молодежь выезжает, здесь же она строится и обосновывается.


Построить дом для ихрекца, когда есть местные стройматериалы, не составляет труда, ибо дом строится всем джамаатом села. День закладывания фундамента дома - праздник: режется скот, варится в больших казанах пища, кипят самовары, и каждый пришедший старается внести в строительство свою лепту. За день строится один этаж дома. Когда уже накрывается крыша, приходят на помощь люди, звучит зурна, а по завершении работы устраивается большое веселье. Суровость гор Южного Дагестана, тяжелые условия жизни и стремление при этом выжить, вырабатывают в человеке особенные черты характера.


Ихрекцы-мужчины суровы и мужественны, умны и мудры, а от женщин исходят свет и тепло, перед чем, не в состоянии устоять и самые твердые в выражениях своих чувств мужчины. В районе, да и в Юждаге, Ихрек - единственное село, где до сих пор похищают девушек. Хотя обычай не одобряется, но в нем раскрывается особенность характера народа. А женщины, действительно, красивы, изумительна их речь. Рутульский язык на ихрекском диалекте становится красивым и мелодичным, когда говорит женщина. Красоту своей души она вкладывает в узоры ковров, которые ткутся ее руками, в загадочные орнаменты джурабов, которые ею вяжутся. Здесь ткут ворсовые ковры, делают сумахи.


Ашугское творчество - одно из древних искусств ихрекцев, которое с первой половины 18 века связано с именем поэта и ашуга Раджаба из Ихрека (родился в 1680 году) или же, как его называют в народе, Хесте Куьр-Раджаба, т.е. «Слепого Раджаба», ибо, по преданиям старожилов села, ашуг был слепым от рождения.   Первое упоминание о нем можно найти в книге «Гошмы» (Баку, 1938 г.).

В азербайджанской и турецкой литературах он известен также под псевдонимами Хесте-Раджаб и Шикесте Раджаб. Раджаб был очень образованным человеком своего времени, о чем позволяют говорить его стихотворения. Куьр-Раджаб писал на азербайджанском и турецком языках. Большую часть жизни провел в городе Шеки Илисуйского Султанства. Зимой он жил в Шеки в Азербайджане, летом возвращался в Ихрек, в Рутул.


Шеки – это город, где испокон веков проживают рутульцы, как и в соседних Кахе, Кайнаре, Даш-юзе и многих других населенных пунктах, которые еще с времен древней Кавказской Албании были заселены рутульцами, воевавшими там даже с войсками Митридата. Рутульцы до Русско-Кавказской войны 19 века населяли земли от города Шеки в современном Азербайджане до рутульских земель в современном Дагестане. После пленения Шамиля царским указом все земли от горы Деовгай на юг были несправедливо отнесены к Азербайджану, придав тем самым «на века» рутульцам статус разделенного народа.  Отметим, что и сейчас в этих городах и селениях Азербайджана на своей исконной территории проживают рутульцы – носители борчинско-хновского диалекта. Все они традиционно двуязычны – свободно владеют и говорят как на рутульском, так и на азербайджанском языках.


Дагестанские рутульцы сохраняют с азербайджанскими рутульцами крепкие связи. Отходничество было распространенным способом заработка в дореволюционном Дагестане. Отходники из многих рутульских сел Дагестана уходили на нефтепромыслы в Азербайджан на многие месяцы. Кроме экономических, налаживались и культурные контакты, рутульские поэты знакомились с азербайджанской поэзией, с армянской, иранской, турецкой поэзией. То есть через азербайджанский язык выходили в мир восточной поэзии, создавая потом истинные шедевры на азербайджанском языке. Азербайджанским языком владели практически все рутульцы. Однако ученым в Рутуле считался только тот, кто в совершенстве владел арабским языком. Ашугом – только тот, кто в совершенстве владел азербайджанским языком. Для общения с родственными лезгинами рутульцы свободно владели и лезгинским языком. Поэтому рутульцы были поголовно полиязычны.


С Азербайджаном у рутульцев была связь через Салаватский перевал в верховьях Самура, куда до последнего времени, до распада Советского Союза, отгоняли на зиму даже скот, так как азербайджанские рутульские земли по привычке считали своими. Салаватский перевал зимой закрывался из-за снегов, и зимой общение с Азербайджаном прекращалось.  В одном из очерков об ашуге рассказывается, как он приехал со своим писарем Гаджи-маллой в город Гянджа на состязание с известным ашугом Дуни. Дуни привел с собой еще 7-х певцов. Состязание длилось очень долго. Когда оно дошло до кульминационного момента, Гаджи-малла напомнил Раджабу стихотворение, сложенное на семи языках: русском, рутульском, лезгинском, азербайджанском, фарси, армянском, арабском. И когда он спел ее на всех языках, Дуни и его ашуги признали поражение и отдали Раджабу свои чунгуры.  Приведем еще один случай из жизни ашуга. Однажды из Азербайджана в Ихрек приехал ашуг на состязание с Раджабом, однако он не застал его дома: Раджаб был в отъезде. Огорчился гость и решил уехать. Но сестра Раджаба Шахбаджи остановила ашуга, взяла в руки чунгур, вышла сама на состязание и выиграла его.


Стихи Куьр-Раджаба свидетельствуют о том, что он был очень набожным человеком. Он отличался глубокими знаниями, неграмотность считал большим врагом человека. Владел арабским, турецким, фарси, армянским, лезгинским и рутульским языками. Известный ашуг Курбанов Сакит перевёл с азербайджанского языка стихотворения Куьр-Раджаба. Он пишет: «Куьр-Раджаб учился в Шиназском медресе – известном даже на Ближнем Востоке средневековом университете, основанном шейхом Исмаилом Эфенди Шинази (Кюрдамири). В университете изучали математику, геометрию, медицину, логику и астрономию. До последнего времени хранились в доме потомков какие-то приборы для слежения за звездами, изготовленные самим шейхом Исмаилом Эфенди. До сих пор в Шиназе сохранились развалины университета. Представления Куьр-Раджаба о мироздании отражают, по-видимому, те знания, которые давались там».


В каждой строке стихов Куьр-Раджаба проявляется наставление для своего и последующего поколения, в каждом слове его стиха выражается совершенство его Веры и искренность по отношению к своему Создателю. В книге «Гошмы» (Баку, 1938 г.), про него говорится, что Раджаб из села Ихрек Самурского округа широко популярен в народе и известен как «гьакь ашукь» – правдивый, справедливый, т.е. состоявшийся ашуг. Куьр-Раджаб был достойным учёным, который нёс науку в народ, его деятельность снискала себе огромную славу и уважение среди народа.


Известна еще одна история, приключившаяся с Куьр-Раджабом, когда он в очередной раз прибывает на ашугские состязания в Дагестан. Слава о нем тогда уже гремела повсюду: в Дагестане, в Азербайджане, в Иране и в Туране. Дагестанские ашуги решили посмеяться над ним. Раджаба вызвали на ашугское состязание – джа1нг, где ему дали задание угадать имена проходящих по крыше дома, где сидели ашуги, семи девушек. Одна из девушек была его возлюбленная Гури, её выбрали специально, чтобы сказать, что Раджаб не угадал даже имя своей возлюбленной. И Раджаб сочиняет стихи, в которой называет не только имя каждой девушки, но и дает каждой краткую характеристику.


Многих присутствующих это поразило, так как  всем было известно, что Куьр-Раджаб был от рождения слеп, да и девушек этого города он не знал, так как был там впервые. Однако все объяснялось тем, что Раджаб прекрасно знал Корана, и по рассказам постиг все стоянки суфиев. Куьр-Раджаб был известным суфием,  а суфии, как известно, были самыми просвещенными людьми своего времени.


Куьр-Раджаб был не единственным ашугом в Ихреке. На сегодня нам известна целая плеяда ихрекских ашугов: Уста Курбан, Гаджимирза Гаджимирзоев, Тагри, Зейналабид Султанмагомедов, Абдулазиз Имамалиев, Абдулазим Кадиров, Гюльпери, Айзанат, Зейнаб Хинави и др. Но главное то, что рутульский народ  дал миру великолепного поэта своего времени – Куьр Раджаба, чей талант по описанию современников ничуть не уступал таланту поэта албанского периода Низами Гянджеви - также лезгиноязычного по происхождению.




Автор: Али Албанви

Статья была взята с сайта www.proza.ru

Форма входа
Наши друзья
Новости Дагестана
TAK.RU
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Анализ веб сайтов