О рутульцах.

     Рутульский район занимает юго-западную часть Южного Дагестана в нагорных верховьях реки Самур и граничит на северо-западе с Тляратинским и Чародинским районами, на севере – Лакским, на северо-востоке – Кулинским, на востоке – Агульским и Курахским, на юго-востоке граница проходит с Ахтынским , а на юге и юго-западе Главный Кавказский хребет отделяет его от Азербайджана.
     Рутульцы – коренное население Дагестана. Всего рутульских селений 24. Из них 20 селений в Дагестане: Киче, Фучох, Рутул, Хнюх, Куфа, Кала, Шиназ, Уна, Пилек, Амсар, Лучек, Кина, Вуруш, Нацма, Фартма, Джилихур, Мюхрек, Ихрек, Хнов, Борч; 4 селений в Азербайджане: Шин, Шорсу, Дашюз, Хырса. По результатам переписи 2002 г. численность рутульцев — 30 тыс. чел.
     Историческое прошлое рутульцев на современном этапе остается малоизученным, а некоторые вопросы не исследованы вовсе. Самые ранние сведения о рутулах (9-11 веков) даются в книге Шерафеддина Эрел «Дагестан и дагестанцы», вышедшая в 1961 году в Стамбуле (Турции), посвященная истории и культуре народов горного края. Здесь говорится об упорной борьбе шиназцев с правителями мусульманской власти Дербента и Ширвана. Ранние сведения о рутулах мы находим в местной хронике «Ахты-наме», где говорится о борьбе против хазар. Упоминают о рутулах и в раннем историческом сочинении «История Абу Муслима»

     Ранняя история рутулов, как и всех лекских (лезгинских) народов, связана с государственным образованием Кавказской Албании, образовавшейся 4 веке до нашей эры, куда входили лезгинские народы Южного Дагестана, известные под общим названием «леки». Так у М. Хоренского имеется сообщение, что в ходе Дзиравского сражения, на стороне персов вместе с албанским царем Урнаиром участвовал отряд дагестанцев во главе с царем леков – Шергиром. Впоследствии рутулы вошли в состав «Лакза» (страна лезгин) – одного из крупных политических объединений Южного Дагестана, сформировавшегося в конце 6 – начале 7 века.
     О границах Лакза В.Ф.Минорский писал: «На западе от маската, в верхнем течении реки Самур, лежит горная страна, населенная племенами, которые мусульманские источники называют Лакз. Эта территория простирается вдоль всей северной части Ширвана, от которого она отделена юго-восточным отрогом Кавказских гор».
     Страна Лакз просуществовала до 10-11 века. После него на территории Южного Дагестана образовалось несколько политических объединений. Однако, нашествие персов-сасанидов, затем арабов привело к уничтожению культурных ценностей Албании. Завоеватели искореняли местную горскую албанскую культуру, связанную с христианством, а позже с приходом арабов-мусульман – ислам. Албано-лезгинские племена под напором завоевателей покидали прибрежные районы и уходили вглубь гор. Этнические группы лезгин создавали там своеобразные общества.
     С распадом Кавказской Албании из нее выделились и образовались родственные этнические группы. Это привело со временем к образованию независимых этнических территорий, и в свою очередь, к распаду племенных диалектов, и образованию самостоятельных языков, таких как рутульский, цахурский, агульский и др.
     С VIII века рутулы подвергались политике насильственной исламизации. К X–XI вв. ислам уже прочно укрепил свои позиции на территории рутулов, о чем свидетельствует огромное количество куфических надписей, найденных на территории Рутульского района.Так, интересным представляется тот факт, что в процессе исламизации Южного Дагестана внуки легендарного арабского завоевателя Абу-Муслима, согласно некоторым источникам, остались здесь на постоянное жительство: Насир-ад-дин – в Хнове, Рамазан – в Рутуле, Мухамед – в Шиназе.В IX–X вв. рутулы как и другие народы Южного Дагестана испытали политическое, экономическое и культурное влияние Ширвана.
     В XVII веке на территории рутулов существовал союз сельских обществ (Рутульский магал), который объединял не только рутульские, но и некоторые цахурские и лезгинские селения. Два рутульских селения – Хнов и Борч – входили в состав Ахтыпаринского магала. Хотя селение Хнов формально входило в Ахты-пару, но представляло собой самостоятельную сельскую общину со своими органами управления. В XVIII веке к Рутульскому "вольному” обществу (Рутульскому магалу) были присоединены ряд лезгинских селений: Зрых, Кахул, Иче, Кака, Ялах, Луткун, входившие до этого в состав Ахтыпаринского начала. Однако власть рутульских ханов над присоединенными лезгинскими селениями была недолгой. Притесняемые рутульской знатью они перешли вскоре под покровительство Сурхай-хана Казикумухского. В XVI–XVII вв. рутулы, вместе с другими народами Южного Дагестана оказали упорное сопротивление турецким и иранским захватчикам, пытавшимся подчинить своей власти горные районы. В 40-х гг. XVIII века рутулы отчаянно боролись с войсками Надир-шаха, отстаивая каждый клочок своей земли. Население Рутула вело против захватчиков партизанскую войну. Рутульский народ в преданиях сохранил имена своих борцов против Надир-шаха: Балалая, Османа, Тагира, которых заманили под "честное слово”, и схватив их, учинили над ними страшные пытки.
     В 1812 г. рутулы были присоединены к России. В 1820 г. рутулы считались состоящими в зависимости от России и обязаны были уплачивать ежегодную подать в сумме 500 рублей, что ими не выполнялось. В 30–40-е гг. XIX века рутулы, под предводительством Агабека принимали участие в борьбе против колониального гнета царизма.
     В 1839 г. рутульское общество было присоединено к Илисуйскому султанству. В 1844 г. Илисуйское владение и Рутульский магал соединяли в один округ – Илисуйский. Округ разделился на три магала – Илисуйский, Рутульский и Ингилайский. Каждым магалом управлял наиб, назначавшийся Джаро-Белоканским начальником. С 1860 г. в состав Рутульского магала вошли и земли "Горного магала”, населенного цахурами. Всей этой территорией стал управлять наиб, назначавшийся из беков и подчиненный начальнику Самурского округа. В 1862 г. было образовано Ихракское наибство, состоящее из двух частей: в первую часть входили селения Ихрек, Мюхрек, Нижний Катрух, Верхний Катрух, Аракул; вторую часть составляли селения Горного магала, принадлежавшие прежде к владениям Султана Илисуйского. Таким образом, рутульские селения оказались в составе трех наибств: Рутульского, Хрюч, Хлют, Вириль, Кахул, Луткун, Икрах, Кича, Рутул, Хнюх, Кала, Шиназ, Ума, Пилек, Алкар, Лучек, Вуруш, Кина; Ахтыпаринского, куда входили Борч и Хнов, и Ихрекского. Но Ихрекское наибство вскоре было упразднено, и вся его территория была включена в Рутульское наибство. Для относительного облегчения управления был создан Лучекский участок Рутульского наибства.
     В 1928–1929 гг. в Дагестане округа и участки были заменены районами. В Рутульский район вошли все рутульские села (за исключением Хнова), цахурские аулы, два лакских селения – Аракул и Верхний Катрух, четыре лезгинских – Хлют, Лакун, Играх, Иче, одно аварское – Кусур. Рутулы принимают активное участие в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни республики. Они представлены в Государственном совете, Народном собрании и Правительстве Дагестана.

Форма входа
Наши друзья
Новости Дагестана
TAK.RU
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Анализ веб сайтов